Конкурентная среда – это хорошо или плохо?

Конкурентная среда – это хорошо или плохо?У всех великих был свой собственный близкий конкурент. Джо Фрейзер конкурировал с Мохаммедом Али, Билл Гейтс — со Стивом Джобсом, Павел Дуров — с Марком Цукербергом. Есть у вас такой конкурент? Скорее всего, конечно, есть, правда, о таком люди особо не любят распространяться. Никому не хочется признаваться, что кто-то еще также хорош, как и он сам.

Но если вы занимаетесь бизнесом, то избежать конкуренции не сможете никоим образом. Правда, и психология, и история могут рассказать одну важную вещь: соперники создают друг другу колоссальный потенциал, использовать который можно как на благо себе, так и во вред. Результат будет проявляться в зависимости от вашего отношения к конкурентам. А сегодня попробуем научиться получить пользу даже из конкуренции.

Любите здоровую конкуренцию

Конкурентная средаЕсли у вас вдруг появился сильный соперник, не нужно убегать в другую деятельность, туда, где, как вам кажется, его нет и не будет. Вполне может быть, что как конкурент вам и нужен. Согласитесь, конкуренция очень полезна: вы можете позаимствовать у конкурентов новые «фишки» для своего бизнеса, а само его наличие станет для вас отличным толчком в развитии.

К примеру, в Италии во времена эпохи Возрождения начался сильный расцвет творчества. И конечно, там тоже не обошлось без конкуренции. Папа Римский отдал Микеланджело важное поручение о росписи потолка в Сикстинской капелле, а юного Рафаэля нанял для того, чтобы тот расписывал гобелены на стенах. Рафаэль был поражен тем, что его работа будет находиться совсем рядом с работами великого Микеланджело. Ну а чего он добился благодаря этому, знают все. И так обстояли дела во все времена человеческой истории.

Доказательное соперничество

Когда ваше соперничество переходит на личности и ваш соперник опускается до подстрекательств и насмешек, есть замечательный способ это прекратить. Психологи заявляют, что негативное отношение к своему конкуренту можно сделать крайне положительным, лишь захотев доказать ему, что он — неправ.
Это было доказано в эксперименте с легкоатлетами, которым пришлось играть в дартс в масках, закрывающих глаза. Один исследователь, одев форму конкурирующего университета, во весь голос доказывал, что студенты проиграют. Оказалось, что он ошибался. Именно те, кто сберег свои силы для игры и не растратил их на речевой спор, смогли победить.

Мы видим, что мораль сей басни такова: не нужно расстраиваться и бросаться на противника с кулаками, это точно не принесет вашему бизнесу ничего хорошего. Но постарайся вы обойти своего конкурента, он пожалел бы о своих словах, в то время как вы сохранили бы отличную репутацию.

Не нужно зацикливаться

Не увлекайтесь своей конкуренцией слишком сильно, помните, что здоровая конкуренция должна оставаться здоровой и быть в неких рамках приличий. Остерегайтесь неправильных установок, которые могут сделать из здоровой конкуренции навязчивую идею. Особенно это характерно в тех ситуациях когда соперник регулярно вас превосходит.

Здесь изначально хороший стимул может превратиться в очень нехороший: привести к депрессии, особенно тогда, когда у вас нет никакой иной поддержки. Творчество группы The Beatles и The Beach Boys — отличные примеры такого явления. Леннон и Маккартни всегда соперничали между собой, но это соперничество оборачивалось пользой для каждого из них.

А вся группа в полном составе сильно конкурировала с другой группой — The Beach Boys, и от этого соперничества пострадал композитор «пляжных парней» Уилсон. После одного из успехов ливерпульской четверки он рассказал, что находится в серьезной депрессии. Хорошо, что он смог превратить эти эмоциональные переживания в музыкальное творчество, но в ином случае последствия могли бы быть очень печальными.

Помните о том, что между низкой мотивацией и глубокой депрессией есть связь — для вас это может иметь негативный эффект. Если вы вдруг замечаете, что вас печалят успехи вашего конкурента, не нужно прибегать к радикальным мерам и уходить от всего мира — вооружитесь поддержкой коллег по работе и близких друзей, а свой взгляд направьте только вперед — в собственное светлое будущее. Разве там есть место для вашего конкурента?

Доказательное соперничествоЕго там быть не должно. Ваш конкурент — это не центр вселенной. Кто знает, что будет завтра? Возможно, ваш конкурент уедет из города, или попадет под подводную лодку и все ваши печали рассеются. Запомните: второй не значит худший. Обернитесь — за вами еще множество тех, у кого дела идут намного хуже вашего. Почаще оглядывайтесь назад в подобных ситуациях.

Не нужно сравнивать себя с лидерами. Лучше концентрируйте свое внимание на собственных успехах. Кстати, обернитесь еще раз: все эти люди стоят за вами и считают лидером вас. Уж не слишком ли вы окунулись в это соперничество, не сбились ли со своего собственного пути? Посмотрите на свои преимущества вместо того, чтобы смотреть на чужие. Возвращайтесь домой и просто делайте свое дело.

Конкуренция может толкать нас из зоны комфорта, заставлять добиваться новых успехов, мотивировать на достижение все новых и новых результатов, стимулировать нашу креативность. Но ведите себя с конкурентами аккуратно и вежливо — они тоже живые люди со своими недостатками.

Попробуйте максимально трезво оценить результаты своего соперничества с одним из ваших ближайших конкурентов. Обращайте внимание на конкурентов только тогда, тогда такая «холодная война» может принести вам какую-либо выгоду. В ином случае просто прекратите думать об этом и возвращайтесь к собственным делам.

P.S. Большинство бизнесменов боятся конкуренции и подаются в сферу, в которой спрос и предложение минимальны. Однако именно конкуренция подпитывается вашу волю к стремлению, не дает расслабиться и подталкивает к действию. Выживает сильнейший!

Прочитано 11 раз(a).

Еще из этой рубрики: