Оценка бизнеса

Оценка бизнеса – это комплекс мероприятий по оценке предприятия как сложной имущественной системы, приносящей доход владельцу. Комплекс оценочных мероприятий включает в себя оценку движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов компании, складских запасов и финансовых вложений, кроме того, изучаются доходы компании, перспективы ее развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами.

В каких случаях необходима оценка бизнеса

  • Сделки купли – продажи. Рыночная цена фирмы при сделке купли–продажи формируется исходя из взаимодействия цен спроса и предложения. Полезность фирмы для покупателя определяет цену спроса, возможные затраты на создание аналогичного предприятия – цену предложения. Несколько другая ситуация складывается при продаже части предприятия. В этом случае цена доли предприятия зависит не только от стоимости продаваемого актива, но и от тех прав, которые переходят новому владельцу. Например, стоимость контрольного пакета акций будет существенно выше, чем стоимость неконтрольного пакета.
  • Процессы слияния и поглощения. При слиянии рыночные стоимости предприятий формируются по принципу взаимодействия цен спроса и предложения. Поглощение происходит, как правило, в результате конкурентной борьбы между предприятиями.
  • Страхование. При страховании предприятия необходимо узнать его страховую стоимость, которая определяется размерами выплат по страховому договору в случае наступления страхового события. Для определения стоимости страхуемых активов предприятия используются понятия восстановительной стоимости и стоимости замещения. Восстановительная стоимость представляет собой сумму, которая понадобится в случае восстановления точной копии всех активов предприятия. Стоимость замещения – это величина затрат на замещения активов компании другими того же вида и состояния.
  • Определение налога на имущество фирмы, на недвижимость или на наследование. В этом случае оценка бизнеса приведет к обоюдному согласию налогоплательщика и налоговой инспекции.
  • Залоговое обеспечение кредитной линии. В этом случае оценка предприятия является, по сути, оценкой стоимости его активов и соответствует рыночной стоимости залога предприятия, которую может получить кредитор в случае неплатежеспособности предприятия. Залоговая стоимость – это стоимость фирмы, которую может получить кредитор от продажи фирмы в случае банкротства заемщиков кредита.
  • Разработка инвестиционного проекта. Характеристикой любого инвестиционного проекта является инвестиционная стоимость. По определению, «инвестиционная стоимость – это субъективное понятие, которое соотносит конкретный объект собственности с конкретным инвестором или группой инвесторов, имеющих определенные цели и (или) критерии инвестирования».
  • Ликвидация предприятия. Ликвидационная стоимость – сумма, которую может получить владелец предприятия в случае продажи предприятия в краткие сроки. Учитывая, что при вынужденной продаже предприятия возникают издержки по ликвидации, то ликвидационная стоимость рассматривается как остаток от реализации за вычетом ликвидационных издержек.

Документы необходимые для оценки  бизнеса:

  • Учредительные документы (Устав, Учредительный договор)
  • Регистрационные документы (Свидетельство о регистрации, Свидетельства о присвоении ИНН и ОГРН)
  • Копии решений о выпуске ценных бумаг, проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ)
  • Выписка из реестра акционеров (для акционерных обществ)
  • Данные бухгалтерской отчетности (форма 1, форма 2, форма 3, форма 4 и форма 5) за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов)
  • Расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности
  • Перечень всех активов предприятия и данные об этих активах (недвижимости, запасах, оборудовании, финансовых вложениях, нематериальных активах и пр.)
  • Аудиторские заключения по предоставляемой бухгалтерской отчетности (если проводилась аудиторская проверка)
  • Информация о наличии дочерних компаний и финансовая документация по ним (если есть)
  • Бизнес-план развития предприятия на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки от реализации товаров/услуг, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли – по годам
Прочитано 7 раз(a).

Еще из этой рубрики: